SR.N4

SR.N4 - самое большое в мире судно на воздушной подушке

SR.N4

SR.N4 (Saunders-Roe Nautical 4) — британское грузопасажирское судно на воздушной подушке, автомобильный паром. Крупнейшее в мире гражданское судно этого типа. Производитель — British Hovercraft Corporation — предприятие, образованное слиянием компаний Saunders-Roe и Vickers Supermarine в 1966. Первые испытания — 1968. С 1968 по 2000 суда SR.N4 выполняли регулярные рейсы через Ла-Манш.

Судно с сопловой воздушной подушкой с гибким ограждением. Выпускалось, по мере совершенствования, в трёх модификациях. Последняя, Mark 3, вмещала до 418 пассажиров в салонах плюс до 60 автомобилей в автомобильном трюме, общая грузоподъемность — 112 тонн. Судно оснащено силовой установкой из четырёх ГТД Rolls-Royce Proteus мощностью 3,800 л.с. на валу. Гондолы двигателей поворотные, воздушные винты диаметром 6.4 м.

Первое судно, Princess Margaret, вышло на регулярные рейсы через Ла-Манш между Дувром и Булонью в конце 1968, затем добавился и маршрут Рамсгейт-Кале. Время рейса Дувр-Булонь составляло около 35 минут. Выполнялось до шести рейсов в день. Рекорд по времени пересечения пролива на маршруте через Ла-Манш (для коммерческого судна на воздушной подушке) - 22 минуты - был установлен судном SR.N4 Mk.III Princess Anne 14 сентября 1995 на утреннем рейсе в 10.00.

Два главных оператора судов (Seaspeed и Hoverlloyd) объединились в 1981 в компанию Hoverspeed., которая эксплуатировала шесть судов SR.N4 (всех модификаций). После постройки туннеля под Ла-Маншем эксплуатация судов оказалась нерентабельной. Работа судов на линии прекращена в 2000 г.

Построенные суда:

01 — GH-2006 Princess Margaret, 1968
02 — GH-2004 Swift
03 — GH-2005 Sure
04 — GH-2007 Princess Anne
05 — GH-2008 Sir Christopher
06 — GH-2054 The Prince of Wales

© 2009 Artur Gareev